Листовка — история и современность
Листовка – это полиграфический продукт информационного, рекламного, религиозного или агитационно-пропагандистского содержания. По сути, является листом бумаги с текстовым сообщением и/или изображениями, которые нанесены на одну либо обе стороны листовки. На данный момент самый простой и удобный из продуктов типографии.
Никто точно не знает, в каком историческом периоде появились первые листовки. Так называемые “подметные грамоты”, которые вручную размножались переписчиками для распространения какой-либо информации, известны в древне Руси еще до фактической замены рунического письма адаптированным латинской азбукой, придуманной Кириллом и Мефодием. В отличие от опечатанной корреспонденции, которая, впоследствии стала прототипом первых буклетов, подметные грамоты передвигались в открытом виде и зачитывались гонцами в местах большого скопления народа.
В виде оружия информационной войны и как средство идеологической пропаганды листовки в первый раз отметились в немецких Крестьянских войнах в начале XVI столетия. Спустя 10 лет, в 1534 году, французский правитель Франциск I с удивлением обнаружил у входа в свои покои в замке Амбуаз протестантскую листовку с содержанием еретического характера, и это стало началом знаменитого “дела о листовках” и преследований гугенотов. С этих пор листовка являлась одним из символов и главным орудием подпольной агитации и сопротивления.
Однако и непутевый французский король, и другие диктаторы пришли бы в некоторое замешательство, если бы узнали, что во времена большого количества войн XX века безобидная, на первый взгляд, листовка громадными тиражами перебрасывалась на территорию врага для деморализации и подрыва боевого духа простого населения и армии обоими сторонами. Уже в те годы осознание значения информации, как самого страшного в истории человечества оружия, трудно проникая под каски, ворочалось в мозгах у военного командования.
С развитием современных средств массовой информации идеологическая пропаганда перешла на более современные методы зомбирования населения. А листовка, не потеряв ни капли своей функциональности, является сильным инструментом при проведении бюджетных рекламных компаний. Благодаря возможности производства огромных тиражей при довольно скромной стоимости производства, листовка пользуется большой популярностью среди рекламодателей.