Украинский рынок полиграфических услуг: к чему должен быть готов заказчик
Украинская полиграфия один из рынков, который не может похвастаться особыми успехами в пост кризисный период.
Особо ощутимым этот факт оказался за последние полгода деятельности рынка. Полная стагнация и спад развития сегмента полиграфических услуг являются основными характерными чертами для рынка сегодня.
Типографии, которые еще несколько месяцев назад казались основными устойчивыми игроками и были у всех на слуху, сегодня так же привлекают к себе внимание прессы и бизнес-партнеров, но уже по несколько другим причинам. В основном это слухи, которые переходят в состояние фактов: о банкротстве, расформировании таких предприятий, проблемах с оплатой кредитов и даже «распродаже» оборудования.
Если сами компании, которые погрязли в кредитах и демпинговой политике и были отчасти готовы к своему фиаско, то клиентов, естественно, такое развитие событий застало врасплох.
В чем же суть проблем этого, казалось бы, весьма перспективного сегмента рынка, ведь новые технологии и увеличение роста доли ринков прямых заказчиков должны позитивно влиять на эту сферу бизнеса.
А проблемы очевидны и очень даже характерны для украинских бизнес-реалий. Во время кризиса, подавляющее большинство компаний были не готовы к масштабной реструктуризации и внедрению новых технологий. В результате, в после кризисный период, когда технологии и менеджерские инновации пошли далеко вперед, компании, которые не ставили себе за цель соответствовать международным стандартам, оказались далеко позади общепринятых тенденций развития. Тут следует заметить, что цель, может, и была, но времени и ресурсов на ее достижение уж точно никто не выделял.
Таким образом, весомая часть бизнеса украинской полиграфии сегодня характеризуется снижением качества, сервиса и, соответственно, потерей клиентов. Ненадежный и нестабильный подрядчик – вот как можно описать сегодня 70% рынка украинской полиграфии.
Но такое состояние, конечно же, не повод ставить жирную точку на отечественной полиграфии, скорее запятую.
Парадоксом данного сегмента бизнеса является факт двуполярности. С одной стороны украинская полиграфия переживает очень критичные времена и, большинство компаний, которые под угрозой ухода с позиций рынка, даже не имеют шансов на «регенерацию». Ни один инвестор сейчас не рискнет вложить деньги в умирающую полиграфическую компанию среднего уровня, слишком уж это затратное дело. Ведь проблемы не только в кредитных долгах, а и на уровне управления, введения и использования новых технологий, обучаемости персонала и т.д.
Но есть и другая полярность – это компании, что зарекомендовали себя как сильные и устойчивые игроки еще до кризиса и продолжают удерживать эти позиции. Это типографии, которые придерживаясь одного курса стратегического развития, стремительными темпами вырвались вперед на лидерские позиции и вполне удачно демонстрируют работу в премиум-сегменте полиграфических услуг.
Среди таких предводителей отечественной полиграфии существенно выделяется компания Huss, которая до недавнего времени была ЧП «Р.К. Мастер-принт». В результате своего качественного реберндинга, Huss продемонстрировала уровень динамического роста и — что главное для всего сегмента бизнеса – дальновидную перспективу украинской полиграфии.
Формула успеха этой типографии заключается в беспрекословном и постоянном следовании на курс европейских стандартов качества и облуживания, которые соблюдаются на каждом этапе работы. Для специалистов сферы полиграфии немецкое оборудование составляет весомую часть успеха. Компания Huss также использует в своей работе только немецкое оборудование и новые подходы в менеджерской части работы, стремясь создать уникальную бизнес-систему для комплексной работы украинских типографий.
Присутсвие на международных полиграфических выставках – следующая неотьемлемая часть системы развития украинских полиграфических услуг. Опять же типография Huss успела поприсутствовать на нескольких международных специализированых событиях такого формата уже в качестве не просто гостя, а как официальный представитель отечественной полиграфии, одна из которых Drupa 2012 (Дюссельдорф, Германия-03-16 мая 2012).
Еще одним важным критерием в создании успешного полиграфического бизнеса есть факт позиционирования компании на определенный целевой сегмент клиентов. В варианте Huss это с самого начала был, и успешно остается, премиум-сегмент, но такая специфика требует особых подходов, ведь заказчик этой специализации хоть и платежеспособен, но, в тот же момент, и очень требователен.
В украинских реалиях, заказчик полиграфических услуг сегодня должен быть готов: к нестабильности ценовой политики; отсутствию точного определения типографиями своего рыночного направления на конкретную аудиторию; несоответствию цены и качества.
Но, несмотря на все проблемы и препятствия в секторе полиграфических услуг, существуют опыты и пример, который заслуживает не только внимания, но и умеренного подражания в процессе становления и развития бизнес-полиграфии в Украине.