Полиграфия Украины
Оговоримся сразу, что в отличии от российской действительности, официальной информации и справочников по современной украинской полиграфии очень мало, поэтому многие вещи пишутся лишь как мои предположения. Буду рад, если найдутся желающие скорректировать эти данные.
Несмотря на то, что Украина меньше и беднее России, полиграфическая жизнь в ней бурлит с не меньшей интенсивностью. Постоянно открываются новые типографии, а существующие обновляют парк оборудования, происходят шумные полиграфические мероприятия: сборы на теплоходах, в крымских санаториях, групповые загранпоездки на выставки и заводы производителей оборудования. Заметна конкурентная борьба поставщиков за значимых вендоров, тендеры на поставку оборудования, шумные победы одних и тихие поражения других. Высококвалифицированные специалисты меняют фирмы, кто-то разоряется, кто-то идет в гору. Одним словом, видно, что полиграфическая отрасль Украины живет и находится в состоянии подъема. Думается что по удельным показателям — весу отпечатанной полиграфической продукции на одного жителя в год, количеству типографий на единицу ВВП и т.п. (официальных данных, к сожалению, пока нет) — украинская полиграфия не только не уступает восточному соседу, но и опережает его.
Вообще Украина всегда славилась не только своим сельским хозяйством, но и промышленным потенциалом и «мозгами», т.е. научными разработками и талантливыми людьми. Еще раньше встречаясь на московских выставках с украинскими клиентами, я всегда удивлялся их уровню компетентности. В отличие от большинства российских предпринимателей, украинцы, имеющие намерение покупки того или иного оборудования, как правило, почти все знают его технические характеристики, заранее получили отзывы о нем в интернете и среди знакомых типографий, а также изучили почти все конкурирующие марки машин и составили свои сравнения. А процесс торговли с украинским клиентом — особая задача для неискушенных менеджеров. Как говорится: «восточный базар отдыхает». Возможно именно в этом секрет неэффективности работы российских поставщиков через границу на сопредельной территории.
Несмотря на первоначальное отставание, украинским полиграфистам удалось быстро наверстать и стать лидерами в постсоветском интернет-пространстве (по крайней мере в полиграфической его части). Лично я, например, имея личную страничку в интернете (www.marsel.ru), получаю больше всего технических и технологических запросов именно оттуда. Как выяснилось недавно, Украина, также держит первое место в росте своего ВВП среди всех стран СНГ. Собственно этому удивляться не приходится: Украине приходится всерьез заниматься подъемом собственной экономики, не полагаясь на большие природные ресурсы.
Наверное поэтому, а также из-за отсутствия дефолтов, украинская полиграфия в последние годы набрала очень высокий темп в своем развитии. Сейчас в стране насчитывается около 4000 полиграфических предприятий, более четверти которых базируется в Киеве. (Для сравнения: в России с втрое большим населением, зарегистрировано порядка 6000 типографий). Количество же поставщиков оборудования в Украине даже больше, чем у восточного соседа. Думаю из этого факта не сложно сделать вывод относительно уровня конкуренции в «друкарстве незалежной державы».
Надо отдать должное украинским чиновникам, которым в смутных приватизационных волнах удалось удержать на плаву основные полиграфические машиностроительные комбинаты. До сих пор изготавливает и экспортирует в страны СНГ и дальнего зарубежья печатно-высекальные линии, флексографское, бобинорезальное, фальцевальное, нитко- и проволокошвейное оборудование один из флагманов еще советской полиграфии АО «Киевполиграфмаш». Также живы и работают по первоначальному профилю харьковский завод брошюровального оборудования, роменский завод резальных машин, одесский производитель копировальных рам. В сравнении с российским полиграфпромом, потерявшем ейский завод печатных машин и постепенно теряющим рыбинский «Полиграфкомбинат», это выглядит серьезным успехом.
Если рассматривать не только государственные, но и коммерческие предприятия, нынешняя ситуация в украинской полиграфии мне напоминает Россию трехлетней давности. Характерные проявления этого: не закончен передел рынка поставщиками оборудования и расходных материалов; присутствует серый импорт и самостоятельный ввоз оборудования из Европы некоторыми типографиями; маркетинговые акции фирм не отличаются большой масштабностью. Типографии иногда «толкаются на пятачке», не замечая свободного рынка вокруг; заметен спрос на дешевые модели оборудования чешского производства и second-hand; пользуются популярностью такие машины, как Hamada и Gronhi, к которым российские полиграфисты интерес уже потеряли.
Общительность украинцев делает рынок достаточно узким, многие типографии хорошо знают друг друга. Поэтому буквально одна неудача поставщика может серьезно подорвать его бизнес. Этот же фактор наверняка позволяет некоторым конкурентам договариваться в тендерных сделках, не допускать сильного падения цен, делить прибыть и моральное удовлетворение от выигранной сделки между разными сторонами. Здесь не любят чужаков, поэтому фирмы, пришедшие на рынок позже, испытывают большие сложности при попытке «откусить кусок от ранее поделенного пирога».
В то же время в некоторых вещах украинские полиграфисты идут в ногу со временем и даже опережают российских коллег. Благодаря грамотной таможенной политике и налоговому законодательству Украины, в страну в последние годы завезено много единиц крупной полиграфической техники: рулонных печатных машин, крупноформатных многокрасочных листовых офсетных машин. Идет естественный процесс укрупнения типографий и вытеснение мелких фирм с рынка. Наблюдается специализация среди типографий: кто-то концентрирует свое внимание на периодике, кто-то занимается только этикеткой, бланками, ценными бумагами и т.п. Понемногу проходит время универсальных предприятий, готовых браться за любой заказ.
Как я уже писал, наибольшее количество поставок полиграфического оборудования идет из Чехии и Германии. К японскому оборудованию на Украине пока относятся с недоверием. Возможно виной тому недостаточная активность поставщиков и географическая отдаленность страны восходящего солнца. Возможно, просто рынок не дорос до этого, но если практичные украинцы будут брать пример с развитой Европы или США, то приоритеты в будущем могут смениться. По крайней мере первые шумные инсталляции крупных печатных машин от Komori, Mitsubishi и Ryobi на украинской земле уже состоялись. Среди послепечатного оборудования начинают набирать популярность японские машины Duplo и Horizon. Ситуация также начинает меняться и на вторичном рынке: кроме техники Adast и Heidelberg, люди ищут в Европе те же Ryobi.
Полиграфические кадры на Украине выпускает два полиграфических института (в Киеве и Львове) и несколько колледжей. Несмотря на это толковых специалистов на Украине не много. Поэтому работодатели дорожат ими, а сотрудники в свою очередь нередко меняют своих «хозяев» в поисках лучшей доли. Основную долю полиграфического оборудования в страну завозят около десятка крупных поставщиков. В список бесспорных лидеров рынка входят такие фирмы, как «ВИП Системы», «Гейдельберг», «Киевполиграфмаш», «МакХаус», «Интертехнодрук», «Полиграфические системы», «Палитра», «УПГ» («Украинская Полиграфическая Группа»). Заметную роль среди поставщиков начинают играть представительства российских полиграфических фирм: «Апостроф», «Вариант», «Нисса» и «Ям Интернешнл». Чтобы никого не обидеть, названия фирм в обоих списках приведены в алфавитном порядке. Почти все основные мировые производители имеют своих поставщиков на Украине. Кое-кто из крупных вендоров работают с несколькими поставщиками, видимо пока не определившись в своих предпочтениях.
Хочу отметить хорошие результаты в продвижении на украинский рынок компании «Нисса Украина», которой буквально за два года удалось вклиниться в стан лидеров рынка. Знающие люди говорят, что причина этому — договоренность с одним из местных лидеров, фирмой «Полиграфические системы». В качестве подтверждения этой версии приводят успехи «Полиграфических систем» в России, что также наводит на мысль о поддержке со стороны другого участника рынка.
Очень приятно, что многие из лидеров украинского рынка начинают уделять повышенное внимание сервисной поддержке своих клиентов. Думается это наиболее правильный путь для достижения хорошего имиджа на рынке. Другим примером цивилизованного поведения на рынке является отсутствие явной враждебности к конкурентам, ведь часто умные клиенты делают выбор в пользу фирм, не «льющих грязь на других».
Вообще хочется верить, что, несмотря на большое количество поставщиков, работа найдется всем. В 2004 году Польша и другие ближайшие соседи Украины с запада вступила в Евросоюз. Естественным следствием этого, на внутреннем рынке той же Польши должны возрасти цены на полиграфические услуги, чтобы не допустить демпинга внутри единой Европы. В результате это очень благоприятно может сказаться на местном рынке. Люди готовятся к потоку заказов с Запада и полиграфическому буму на Украине, как это было раньше в той же Польше, полиграфия которой поднялась на заказах из Европы (благодаря ценам) и странам СНГ (из-за уровня оборудования). По крайней мере, спрос на современное высокопроизводительное оборудование в Украине уже отмечается. Положительную роль для отрасли также должны сыграть парламентские и президентские выборы, которые намечены на ближайшее будущее.